Для начала стоит рассмотреть две основные категории продуктов, представляющие собой
коробочные (standalone) и
облачные (SaaS) версии.
Продукт «из коробки» — по сути, дистрибутив, который вы распаковываете на пользовательский компьютер либо на собственный сервер для клиентского доступа. Поскольку любой сервис содержит базу данных и набор алгоритмов для работы, то все это физически находится на ваших собственных компьютерах.
В случае с облачным сервисом базы данных и основная доля программного обеспечения физически находится на серверах в Интернете, а вы получаете к ним доступ клиентским способом: из браузера или путем установки минимальной клиентской части. По сути, SaaS-технология позволяет запускать автоматизированные процессы с любых устройств и из любой географической точки при наличии интернет-соединения, а большая часть программных данных остается вне ваших носителей.
Облачное ПО обновляется, контролируется и дорабатывается на стороне сервера разработчиком решения. Это исключает необходимость скачивания/установки обновлений на пользовательских устройствах. При этом серверная часть продукта может быть кастомизирована под необходимости клиента также без дополнительных установок и апдейтов.
В области оплаты у двух типов ПО также есть различия. Коробочный продукт вы чаще всего приобретаете в полноценное пользование, совершая одномоментный платеж; в дальнейшем вам дополнительно придется платить за обновления ПО и техническую поддержку, в зависимости от особенностей соглашения об уровне услуг (SLA) в каждом конкретном случае. SaaS-сервисы работают по модели подписки.
Стоит также ввести понятие
сервисов On-premise. В данном случае работа с ПО на собственном сервере сочетается с подписной моделью оплаты, характерной для SaaS. On-premise дает возможность полноценно использовать продукт на собственном сервере и делать с ним что угодно, но только в рамках оплаченного периода. Если он заканчивается, доступ к ПО утрачивается, оно прекращает быть работоспособным.
В области контрактного менеджмента мировой рынок решений растет со среднегодовым приростом в 13,2 %. Доля типичных standalone-продуктов на этом рынке крайне мала — вместо них распространен формат On-premise. При этом облачные сервисы в любом случае
вдвое популярнее платформ, которые нужно разворачивать на собственном сервере.